вторник, 2 января 2018 г.

Реминисценции в "Авиаторе" Водолазкина

Читаю "Авиатора" Водолазкина. Глубокая книга, наполненная множеством смыслов и отсылок. Пожалуй, особое удовольствие получаю от реминисценций.

Бунин, "Господин из Сан-Франциско"
Я, авиатор Платонов, пил гейгеровский коньяк и вспоминал Комендантский аэродром, которого, оказывается, больше нет. Вот как это так – нет? Как это может уйти с поверхности земли целый мир, целая жизнь с ее радостями, трагедиями, открытиями, иногда – ожиданием, иногда – скукой, стуком, там, дождя по пустым скамейкам, вихрями пыли на опустевшем летном поле?
Где, спрашивается, этот мир? Где женщины в нарядных платьях, дарящие букеты авиаторам? Где мужчины в наползающих на носы фуражках? С тросточками, с папиросами в зубах – где эти мужчины? Где все мы, стоявшие у кромки поля, с какой такой Атлантидой пошли ко дну?

Булгаков, "Собачье сердце"
На верхнем пределе звука (там, в квартире, умели шаркать) дверь отворилась. На пороге возник человек в дырявой майке. Он был лыс и, кажется, нетрезв. Когда в него ударил луч камеры, зажмурился и спросил, с какой целью его снимают. Ему объяснили, что я приходил в эту квартиру в 1923 году, а теперь хотел бы войти в нее снова. Человек в майке не удивился, но сказал, что сегодня пустить меня не сможет. Сегодня у него гости. Предложил прийти завтра.
Он был по-своему прав. Для того, кто ждал без малого восемьдесят лет, один день значения не имеет. Я почему-то представил его гостей – вероятно, они тоже сидели там в майках, сидели давно. И будут сидеть впредь. Я знал, что больше сюда не приду, потому что иначе со мной останутся они, а не те, кто здесь жил раньше. Они займут место тех, прежних, в моей памяти так же, как заняли их квартиру.

Достоевский "Преступление и наказание"
Основа, только о преступлении узнаем в конце
Притча о Лазаре как основополагающая
"Пока шел вдоль Ждановки, ощупывал статуэтку за пазухой, и была она холодной, как топор"

Прилепин "Обитель"
Соловецкая тема романа, победителя "Большой книги" 2014

Л.Андреев "Полет"
История авиатора Фролова

Д.Киз "Цветы для Элджернона"
тема эксперимента, доктор и врач, ведение дневника, работа мозга

И.А.Гончаров "Обломов"
Тема детства - Рая
Русское и немецкое сознание

"Повесть временных лет", "Библия"
отсылки

Покаянный канон Андрея Критского
«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?»
" Бог идеже хощет, побеждается естества чин"

Силуан Афонский
 «Держи ум твой во аде и не отчаивайся»

Неизвестный мне источник
Иди бестрепетно


От Ольги Глазуновой

А.Беляев "Ни жив ни мертв"
основа сюжета

В.Набоков "Другие берега"
мотив воспоминаний детства, их описание

Н.Гоголь "Записки сумасшедшего"
форма дневника угасающего сознания

Комментариев нет:

Отправить комментарий